Бюллетень Московского клуба гладиолусоводов
№ 14,
КОМПОЗИЦИИ ИЗ ГЛАДИОЛУСОВ
Е.А.Романова (флорист клуба «Цветоводы Москвы»)
С точки зрения аранжировжика
о красоте аристократа сада гладиолуса можно сказать удивительно много хорошего.
Гладиолусы роскошны и разнообразны по устройству цветка и его окраске, высокий
стебель, элегантный, праздничный и торжественный вид, достаточно зеленых
листьев. Но есть и недостаток – очень недолговечны нижние цветки, они быстро вянут,
стебель оголяется, с каждым днем теряется пышный вид и привлекательность.
Поэтому в аранжировках чаще всего
изысканные гладиолусы ставят без других цветов или декорируют нижнюю часть
композиции более устойчивыми цветами и зеленью.
На короткий период цветочных
выставок я предлагаю несколько вариантов композиций из гладиолусов, которые при
ежедневном правильном уходе за ними не утратят привлекательного внешнего вида.
Уход заключается в замене увядших цветов и декорировании зеленью или другими
цветами оголенных участков без нарушения формы композиции. А
также необходим долив воды в емкость с оазисом (пиафлором)
или без него и опрыскивание всей композиции водой из пульверизатора, особенно в
жаркие дни.
Порядок работы по составлению любой
композиции практически одинаков.
В зависимости от места, где будет
находиться ваша композиция, подбирается вид композиции – настенная, настольная
или напольная. Заранее необходимо подготовить оазис для живых цветов, замочив
его в ведре с чистой водой, а также емкость - контейнер, в которой будут стоять
сами цветы. Контейнеры подбирают в соответствии с видом композиции – подвесная
или настольная вазочки, кашпо или пластмассовая емкость, разные корзиночки.
Выбираете нужные для работы цветы и
зелень и, соблюдая общие правила составления композиций, начинаете творить
чудеса. Главное в работе – не бояться, что не получиться, не бояться, что вы
непрофессионал, тогда ошибка быстро исправляется.
Напомню главные правила при
составлении композиции.
♦
Обработать отобранные цветы и зелень от лишних листиков, увядших цветов,
напоить цветы чистой водой до постановки их в оазис.
♦
Выбрать форму композиции, лучшую для того места, где она будет стоять или
висеть.
♦
Определить цветовую гамму и размер цветов – это даст масштаб, равновесие и
динамику композиции.
Советую выбирать гармоничные цвета,
которые хорошо смотрятся при любом освещении, так как освещение сильно «меняет»
цвет и может создать дисгармонию. Надежные и выигрышные
сочетания цвета: розовый – лиловый; кремовый – белый; зеленый – белый; желтый –
оранжевый – белый; красный – оранжевый. Последние цвета считаются
праздничными, нарядными. Но они очень яркие, динамичные, и когда их много –
«бьют в глаза» и быстро утомляют. Везде должна присутствовать зелень, как
наполнитель, или нейтральные мелкие цветы, чтобы композиция не смотрелась бедно
как «изысканная нищета», а радовала своей пышностью.
♦
Цветом также нужно сбалансировать композицию, создать впечатление её уравновешенности. Например, белый цвет очень активный,
и если его много, то белый «забьёт» другие цвета; и т.д. Трубчатые и светлые -
легкие цветы, - их ставят спереди и вверх. А круглые, крупные и темные цветы –
это тяжелые цветы, поэтому темные ставят на задний план, тогда они дадут глубину
композиции, объём.
♦
Избежать монотонности и однообразия в композиции позволит применение растений с
разной текстурой – глянцевые листья, бархатные, пушистые, матовые цветы и
зелень помогут создать более удачную композицию.
♦
И последнее правило – необходимо учитывать фон, где будет находиться
композиция, и размер помещения.
На пестром фоне теряется любая
красота. На выставках цветов, где яркое и броское окружение, лучше фон создать
искусственно – однотонной тканью или декоративной бумагой.
Размер помещения учитывается обязательно.
Большие, яркие композиции эффектнее
смотрятся издалека, а маленькие должны быть выполнены очень грамотно, так как их будут разглядывать посетители с
близкого расстояния. Здесь ошибок лучше не допускать.
Настольные
композиции из гладиолусов
1)
«Веер»
(рис. 3). Схема составления не сложна. В низкую, очень устойчивую плошку с
оазисом равномерно, лучами одинаковой длины по форме веера разместить
гладиолусы, начиная от центра к краям. Крепление гладиолусов должно быть
надежным. Можно использовать поддержку из прутьев, других жестких растений и
между цветами добавить ажурную зелень, гипсофилу или
подходящие длинные цветы. Внизу по центру можно прикрыть увядающие цветы
яркими, в тон гладиолусов, круглыми цветами. Все цветы исходят как бы «лучами»
из одной точки в центре.
2)
«Сфера»
(рис. 4). Схема составления напоминает «веер», но цветы ставят по кругу
на одинаковом расстоянии и из одной центральной точки – это зрительно. Между
цветами пространство нужно заполнить другими мелкими цветами или аранжировочной зеленью. Основные цветы – одинаковой длины.
3)
«Треугольник» (равнобедренный, горизонтальный, симметричный)-
рис. 5. В низкой плошке ставят слева и справа от центра длинные гладиолусы
(до 50-
Рис. 3 Виды:
спереди и сбоку.
А.
Б.
В.
Рис. 4. Виды: А-
спереди, Б- сбоку, В – сверху.
Рис. 5. Виды спереди и сверху.
Между
цветами основных линий ставят более короткие цветы и заполняют оставшееся между
ними пространство мелкими цветами, зеленью. Можно использовать банты, бабочки,
ягоды для украшения композиции.
Настенные
композиции из гладиолусов
Виды
настенных композиций:
- картина в раме
с пышным букетом;
- коллаж в раме;
- венки из
прутьев, где живые цветы размещают во флористических пробирках с водой или
питательным раствором;
- композиции на
плетеных каркасах;
- вертикальные
композиции на трубах, в больших пробирках, в конусах;
- цветочные
коврики из травы, прутьев, зелени злаков; цветы в пробирках;
- подвески на
люстры, абажуры на каркасе, зонтики.
Наиболее эффектно смотрятся
композиции в рамах, если хорошо оформить форму композиции в подвесной емкости,
надежно закрепить цветы и раму на стене, чтобы она не выглядела как бы «не на
своем месте». Уход более сложный, чем за настольными композициями, нужен навык
и осторожность.
Напольные
композиции
Чаще всего
напольные композиции ставятся в больших помещения на различных металлических,
деревянных, керамических подставках в высоких вазах разных форм, в корзинах
высоких классических форм или в фантазийные сооружения.
Модны телеги и тележки, повозки
разных форм, композиции на ветвях, закрепленных на полу сухих деревьях, напольные
длинные ящики.
Чаще всего делаются высокие
композиции, нарядные, яркие и с большим количеством цветов. Новый стиль напольных
композиций – объёмные стенды на металлических каркасах, где цветы находятся в
подвешенном состоянии на лесках, в пробирках, в ведёрках.
Цветы – это источник вдохновения;
ожидание праздника цветов – выставок создает радостное, праздничное настроение.
А увлечение флористикой, цветами – это хобби на всю жизнь, которое не даёт
стариться, расширяет кругозор, заставляет любить жизнь.