Бюллетень Московского клуба гладиолусоводов
№ 14,
СУПРУГИ ВЯТКИНЫ
Н.А.Иванов
(перепечатывается
со сборника «50 лет Московскому организованному любительскому цветоводству»,
ред. П.Ф.Гатенбергер, МГС ВООП, Московский городской
клуб цветоводов любителей, М.: 1986.)
Прим.ред.:
Антонина Григорьевна и Всеволод Васильевич Вяткины
стояли у истоков выставок, отечественной селекции и создания подсекции гладиолусов.
Академик Академии наук Казахской ССР
Н.В.Павлов в Алма-Ате дал мне весной
Антонина Григорьевна, узнав о моем
знании английского языка, поручила мне оформить каталог сортов гладиолусов,
произрастающих в СССР. В это время я увидел, что
занимается переводом статей с английского языка. Оказалось, что она делает
переводы из американских журналов об ирисах для Г.И.Родионенко,
который пишет работу «Род Ирис». В благодарность за ее помощь Родионенко прислал ей несколько сортов ирисов, полученных
им из США.
В 1957 году я снова был в Москве на
Всемирном фестивале молодежи и в свободное время посещал Вяткиных.
Работа всегда мне находилась. Антонина Григорьевна поделилась со мной радостью
– цвели впервые красно-коричневые ирисы, присланные Г.И.Родионенко.
От нее ко мне перекочевали первые современные американские сорта: ‘Ред Тооч’,
‘Гей Хэд’, ‘Рэд Меджисти’ и др.
Знание иностранных языков –
английского, немецкого, французского – давало возможность А.Г. пользоваться иностранной
литературой в подлинниках с редким обращением к словарям.
В 1959 году мой приезд на
Спартакиаду совпал с организацией и проведением в Москве выставки гладиолусов.
Антонина Григорьевна попросила меня быть в жюри выставки секретарем. Хорошо
организованная выставка была омрачена бесконечным вмешательством экспонентов в
работу жюри. Одни считали, что в оценку жюри попадает малое число экспонатов,
другие, наоборот, подгоняли жюри кончать
оценку и открывать выставку для посетителей.
К концу первого дня Антонина Григорьевна, возглавлявшая выставку, была
без сил от претензий, особенно со стороны Громова А.Н.
Я высказал мысль, что подробно
разработанная шкала оценки гладиолусов, предложенная американской ассоциацией,
годится для оценки новых сортов, а в условиях нашей выставки использовать всю
многостраничную шкалу просто невозможно. Кроме того, каждая выставка должна
иметь утвержденное положение с конкретными для данной выставки организационными
вопросами. Тогда отпадает необходимость разъяснять каждому экспоненту его права
и обязанности. Такое положение должно быть вывешено на стенде вместе с упрощенной
шкалой оценок жюри.
Споры о проведенной выставке
продолжались на заседаниях бюро секции цветоводов-любителей всю зиму. Антонина
Григорьевна попросила меня составить примерное положение к очередной выставке.
Будучи свидетелем всех трений на выставке, я
использовал это при составлении положения, где предусмотрел время приема
экспонатов, время отведенное на работу жюри, без вмешательства экспонентов,
закрытые этикетки (жюри не должно знать фамилии экспонента) и т.д. Положение
было обсуждено, утверждено и вывешено на стенде выставки.
Встретился я с А.Г. на следующий
год. Встретила она меня сразу со своими впечатлениями о проведенной прошлым
летом выставке. «Подумайте, как это оказалось просто. На выставке я чувствовала
себя гостем и всех экспонентов и посетителей с их вопросами отправляла к стенду
с вывешенным положением и шкалой оценок. Впервые выставка для меня была праздником».
Через год усилиями Вяткиных было издано типографским способом «Положение о
выставке гладиолусов». Выпустило его Ленинградское районное отделение МГОООП.
Это было первое положение о выставке гладиолусов. Оно послужило основой при
дальнейших разработках положений о выставках цветов.
Здесь, на Дворцовой аллее, супруги Вяткины многие годы вели свое замечательное цветочное
хозяйство, где с предельной возможностью был использован каждый квадратный
метр. На их участке прошли испытания многие тысячи новых, завезенных в нашу
страну цветочных растений. Маленький участок Вяткиных
сыграл в истории цветоводства нашей страны большую роль в популяризации и распространении новых сортов
декоративных растений вообще и особенно гладиолусов и ирисов.
Ярким примером, достойным
подражания, является не только интенсивное ведение хозяйства, но и то, что вели
его Вяткины на строгой научной основе. Название
каждого образца выверялось, сохранялся только точно апробированный ассортимент,
каждое растение имело правильное научное название, номер и план своей посадки.
Точность и аккуратность в своем цветоводческом хозяйстве были строгим и
неизменным правилом. Этих качеств не хватает, к сожалению, многим современным
цветоводам.
В