___Латвия давно славится своими цветоводческими
традициями. В советское время латвийские цветоводы поставляли по всей
стране в т.ч. и клубнелуковицы гладиолусов. В 50-60-е годы были широко
известны сорта селекционеров В.Орехова, Я.Куйва, Э.Слока, А.Бергманиса,
О.Гейде, С.Лебединского. С 70-х годов начали создавать новые сорта А.Вериньш,
В.Винкелис, Я.Дипанс, Х.Шмитс, а чуть позднее (с 80-х годов) - Л.Закис,
В.Грубе, и еще позднее А.Мухлынкинс. Кроме того, Алдонис Вериньш в условиях
железного занавеса получал из-за рубежа и распространял новейшие зарубежные
сорта по всему СССР.
__
Алдонис Вериньш (снимок примерно 2000г.) |
|
Ластека |
Аспазия |
__Янис
Дипанс |
___После развала Союза
возможности сбыта гладиолусов резко сократились, рынок наводнился дешевым
голландским материалом. В результате популярность культуры упала (как
впрочем и везде), сильно сократилось и число производителей гладиолусов.
___Но истинные любители нашей культуры
продолжили заниматься селекцией и выращиванием. В настоящее время в
Латвии селекцией продолжают заниматься 4 человека: Янис Дипанс (в 2017-м
отметивший 94-летие!), Висвалдис Винкелис, Лаймонис Закис и Юрис Базе.
Алдонис Вериньш недавно отметил свой 90-летний юбилей, но активно гладиолусами
уже не занимается. Дипанс интродуцировал не так много сортов за годы
работы, но все весьма качественные. Из последних нужно упомянуть 400
‘Ластека’, имеющийся у нас уже во многих коллекциях. Сорта В.Винкелиса
хорошо известны и популярны в России. Достаточно назвать ‘Заляйс Зелтс’,
‘Диева Давана’, ‘Балтас Домас’, ‘Нослепумайне Шоколаде’, ‘Сниегбалтите’,
‘Анда’, … Именно Висвалдиса Винкелиса можно считать создателем современных
бахромчатых гладиолусов; с использованием гибридов Винкелиса получил
бахрому и С.Васильев. Сорта Л.Закиса мы также неоднократно видели на
московских выставках: ‘Маконю Дэя’, ‘Руденс Огле’, ‘Галатея’, ‘Фанданго’,
‘Май Стайл’, ‘Шоколадес Закис’, - и другие. В них удачно сочетаются
выставочные кондиции с хорошей окраской и гофрировкой. Самым молодым,
и по селекционному стажу и по возрасту, является Юрис Базе – фанат супергофрированных
мелкоцветок. Да, на выставке были показаны некоторые сорта: ‘Зелтайна
Юрмала’, ‘Сапнётайс’, ‘Оранжa Саулэ’, ‘Дива’ и др. Но пока Юрис самый
малоизвестный автор в России, ещё и потому что акцент в гибридизации
делает на не слишком популярные у нас мелкоцветковые сорта.
___Видео с Рижской выставки гладиолусов
2010 г. http://www.youtube.com/watch?v=IrRyFIKBGnY
___Интервью
с Юрисом Базе (juris.baze@inbox.lv)
___Гладиолусами я занимаюсь с 1984 года.
Первую половину этого времени как коллекционер, а с начала нового столетия
только как селекционер. До увлечения гладиолусами выращивал тюльпаны,
нарциссы и бородатые высокие ирисы.
___С гладиолусами "вплотную"
я познакомился случайно, побывав на выставке в небольшом городе Талси.
Там среди выставленных экспонатов мне особо запомнился один совсем маленький
гладиолус по названию ‘Атом’ (252).
___Несколько лет спустя, опять благодаря
случаю, я познакомился с Висвалдисом Винкелисом. Он мне помог собрать
великолепную по тому времени коллекцию мелкоцветных гладиолусов, практически
почти всю из сортов американской селекции. В тот же год к ней добавились
и крупноцветные, посколько Висвалдис риторически произнёс приблизительно
следующее: «А что будешь класть в кошелёк?» Помню, крупноцветными были
в основном выдающиеся сорта селекционера А.Н.Громова.
___Абсолютной неожиданностью (до сих пор
приятно вспомнить) стало для меня завоевание первого места на Рижской
выставке в 1985 году и получение переходящего кубка, на котором блестели
отметки предыдущих владельцев. Помнится, среди владельцев уверенно преобладал
наш уважаемый цветочный маэстро Алдонис Вериньш. Просто он в далёком
1985 году по каким то причинам не участвовал на вышеупомянутой выставке.
Как и все тогдашние выращиватели гладиолусов, я всегда буду благодарен
А.Вериньшу за его многочисленные лекции из года в год по данной культуре.
А на практике именно он снабжал нас новейшими гладиолусами американской
селекции. И что это ему стоило, это уже другой рассказ. В начале 90-х
и я внёс свою лепту в популяризацию культуры гладиолусов в России, рассылал
любителям свой выращенный материал до острова Сахалин включительно.
___Ну а в конце 90-х у меня появился интерес
к селекции. Сейчас даже не могу сказать, что тогда побудило меня. Моим
первым советником в теоретическом плане этого занятия стал селекционер
Лаймонис Закис. Первые удачные гибриды появились не так скоро, их я
начал показывать на Рижской выставке после 4-5 лет.
___Для получения удачных результатов в
селекции думаю, что главное, это создание хорошей коллекции самых лучших
гладиолусов, которые в дальнейшем послужат в основном как материнское
растение. Ведь даже не имея какого-то отцовского растения, пыльцу последнего
можно добыть у коллег. Моя коллекция в начале занятия селекцией была
совсем скромной. Я ведь любитель мелкоцветных гладиолусов, но ассортимент
отличных довольно не велик.
___Как материнское растение - "маму"
(здесь и далее) для скрещивания использовал сорта как минимум с хорошими
хозяйственными и отличными декоративными показателями: наибольшее число
бутонов в соцветии (не меньше 21-22), большое количество одновременно
открытых цветков (минимум 7-8), плотное и красивое расположение цветов
в соцветии, хорошее размножение, устойчивость к заболеваниям и прочее.
Были некоторые случаи, когда я использовал как "маму" гладиолус
с очень плохим размножением. И в итоге всегда получал потомство с таким
же размножением - "вечные" гибриды, размножить не могу, разве
что показать их на выставке.
___Посколько я веду рабочий дневник, то
могу назвать самые первые мои удачи и их "родителей". Так
с использованием сорта 311 ‘Эсперанто’, как „мамы”, я вывел сорта 204
‘Заля Юрмала’ и 213 ‘Улла’. Если их сравнить, то первый слабо гофрирован,
а второй имеет супергофрировку лепестков с очень плотной тканью. Также
очень сильно гофрирован сорт 245 ‘Эвия’. У сортов ‘Улла’ и ‘Эвия’ одно
отцовское растение - сорт 111 ‘Кэлинг Атол’. Благодаря этому чешскому
сорту появились мои первые супергофрированные сорта с очень плотной
тканью лепестков.
___Пока относительно мало использовал российские
сорта в селекции. Но одно скрещивание хочу тут особенно отметить. Моему
сорту 203 ‘Ёкдарис’ отцовским растением послужил сорт 325 ‘Соло Канарейки’.
Недаром говорят, что красивые и талантливые люди рождаются в многонациональных
семьях. Уверен, что такое "наблюдение" можно с успехом перенести
и на гладиолусы. И получился сорт с неизвестным для меня свойством.
У ‘Ёкдарис’ (в переводе - Шутник) цветы начинают раскрываться только
после того, как окрасились абсолютно ВСЕ бутоны (до самого верхнего,
включительно), создавая неповторимое зрелище! И цветонос всегда прямой
и стройный как шпага.
___С использованием сорта 476 ‘Сумерки’
("мама") создал свой 277 ‘Васарас Тэйксма’. Получился нарядный,
тёмно сиреневый с очень выразительным кремово-белым муаром. Из крупной
луковицы растёт на 377. В список моих любимчиков я занёс и сорт 213
‘Пливурдэя’ (в переводе - Танец с Вуалью), у которого верхние лепестки
нежно розовые, нижние лепестки светло жёлтые с ярко красным пятном.
Имеет очень красивую гофрировку и превосходное крепление цветов к цветоносу.
Ещё одним любимчиком является потомок ‘Заля Юрмала’ - 204 ‘Шрек’. ‘Шрек’
унаследовал свойство долго не терять цвет "зелени" на протяжении
жизни цветка, притом имеет супергофрировку цветов очень плотной фактуры.
___В последние годы немного приложил руку
и к созданию крупноцветных гладиолусов. Есть отобранные гибриды. Чувствую,
что некоторые сумеют добиться получения названия. Но, как и прежде,
мои мысли и сердце в основном принадлежат мелкоцветным гладиолусам,
что и вам желаю !
|